План работы
Родительского университета
на 2023/2024 учебный год
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
октябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
Стасюк А.А. Якубович М.И. Марковская С.В. Хвесько Д.В. |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
декабрь |
круглый стол/ беседа/семинар-практикум |
Стасюк А.А. Якубович М.И. Марковская С.В. Хвесько Д.В. |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
март |
лекция/беседа/ вебинар |
Стасюк А.А. Якубович М.И. Марковская С.В. Хвесько Д.В. |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/вебинар |
Стасюк А.А. Якубович М.И. Марковская С.В. Хвесько Д.В. |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
октябрь |
лекция/беседа/ вебинар |
Крикунова К.В., Ныч Г.В., Вишневецкая И.А., Граник М.В. |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
Крикунова К.В., Ныч Г.В., Вишневецкая И.А., Граник М.В. |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/семинар-практикум/ мастер-класс |
Крикунова К.В., Ныч Г.В., Вишневецкая И.А., Граник М.В. |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конференция/ семинар-практикум/ вебинар |
Крикунова К.В., Ныч Г.В., Вишневецкая И.А., Граник М.В. |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
октябрь |
лекция/беседа/ вебинар |
Горбачук И.А., Степанюк В.Н., Горбачук И.С., Завадская Е.А., Кунаховец Л.Т. |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
декабрь |
круглый стол/беседа/ вебинар |
Горбачук И.А., Степанюк В.Н., Горбачук И.С., Завадская Е.А., Кунаховец Л.Т. |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
март |
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ психологический тренинг |
Горбачук И.А., Степанюк В.Н., Горбачук И.С., Завадская Е.А., Кунаховец Л.Т. |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
май |
беседа/семинар-практикум/ психологический тренинг |
Горбачук И.А., Степанюк В.Н., Горбачук И.С., Завадская Е.А., Кунаховец Л.Т. |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/беседа/ вебинар |
Покалюк И.Н., Зварич Н.А., Лемачко Н.И., Шишук Е.А. |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
конференция/ форум/семинар-практикум/ психологический тренинг |
Покалюк И.Н., Зварич Н.А., Лемачко Н.И., Шишук Е.А. |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/семинар-практикум/ вебинар |
Покалюк И.Н., Зварич Н.А., Лемачко Н.И., Шишук Е.А. |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/ психологический тренинг |
Покалюк И.Н., Зварич Н.А., Лемачко Н.И., Шишук Е.А. |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
октябрь |
лекция/ конференция/ вебинар |
Башарова Л.А., Фурсова И.В., Кивачук О.В. Билецкая Л.Н. |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
декабрь |
беседа/семинар-практикум/ вебинар |
Башарова Л.А., Фурсова И.В., Кивачук О.В. Билецкая Л.Н. |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
март |
лекция/беседа/ семинар-практикум |
Башарова Л.А., Фурсова И.В., Кивачук О.В. Билецкая Л.Н. |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
май |
конференция/ форум/семинар-практикум/ вебинар |
Башарова Л.А., Фурсова И.В., Кивачук О.В. Билецкая Л.Н. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком. Психологические особенности младших подростков. Ребенок в коллективе сверстников. Межличностное общение подростков. Отношения в семье. Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины. Ответственность родителей за воспитание детей. |
Стасюк А.А. Якубович М.И. Марковская С.В. Хвесько Д.В. |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка. Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты. Трудности переходного возраста. Как предупредить употребление подростками. психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье. |
Крикунова К.В., Ныч Г.В., Вишневецкая И.С., Граник М.В. |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок. Подростковый возраст: проблемы полового созревания. Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
Горбачук И.А., Степанюк В.Н., Горбачук И.С., Завадская Е.А., Кунаховец Л.Т. |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете. Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания. Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Покалюк И.Н., Зварич Н.А., Лемачко Н.И., Шишук Е.А. |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения. Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка. Интернет-зависимость: пути преодоления. Организация свободного времени детей в период летних каникул. Ответственное родительство – залог благополучия семьи. |
Башарова Л.А., Фурсова И.В., Кивачук О.В. Билецкая Л.Н. |