ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

  1. Общие положения
    1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и приказа №297 от 09.09.2020г. отдела по образованию Каменецкого райисполкома и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

    1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

    1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

    1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

    1.5.Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

    1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

    2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

    2.1. Целью создания родительского университета является:

    создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

    2.2. Задачи:

    построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

    организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

    повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

    повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

    пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

    содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

    формировать ценностно-смысловые основы родительства;

    актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

    формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

    обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    2.3. Основные направления деятельности родительского университета

    - организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

    - правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

    - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

    - гражданское: о путях развития образования, школы.

    - консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

    - научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

    - расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

    - организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

    - построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

    - трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

    - взаимодействие с другими родительскими университетами.

    2.4. Три ступени в реализации родительского университета

    I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

    II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

    III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

    2.5. Формы проведения занятий

    традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

    дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

    3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

    3.1. Условия создания родительского университета:

    создается на базе государственного учреждения образования «Турнянская средняя школа» Каменецкого района;

    создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;

    координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

    реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

    за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

    занятия проводятся один раз в четверть;

    родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

    на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

    поочерёдно один из параллели классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет -сайте школы в подразделе «Родительский университет ;

    3.2. Координатор родительского университета:

    - несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

    - координирует деятельность родительского университета;

    - осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

    - подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

    - ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

    - в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

    3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

    3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

    3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

    3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

    4. Структура родительского университета.

    4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

    4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

    4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

    5. Документация

    - приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

    - Положение о родительском университете;

    - план работы на учебный год;

    - методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

    6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

    6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

поделиться в: